Охотимся с подсадной уткой и чучелами

Самые распространенные и доступные охоты весной – на водоплавающих и вальдшнепа. Тетерев и глухарь на току для основной массы охотников остаются голубой мечтой. Цель моих строк – рассказать, как проходит охота на водоплавающих в наши дни, как лучше к ней подготовиться и с чем можно столкнуться при ее проведении.

ОХОТА С ПОДСАДНОЙ

Охота весной на селезня с подсадной или, как ее еще называют, с круговой уткой, – исконно русская охота.

По богатству красок и эмоциональных впечатлений она не уступает другим охотам по перу, а некоторые ей даже проигрывают. Поэтому она и пользуется популярностью у большинства охотников-любителей.

О весенней охоте с подсадной написано много рассказов и статей опытными охотниками, учеными и биологами-охотоведами. Написано со знанием дела и мастерски. Я попытаюсь как можно меньше повторять известные истины и остановлюсь лишь на особенностях этой охоты в наше время.

495_32049

Сейчас уже никто не будет отрицать, что постоянное преследование, необратимые изменения в природе, связанные с деятельностью человека, накладывают отпечаток на поведение животных и птиц. Чтобы выжить, они вынуждены приспосабливаться. В полной мере это относится и к крякве.

Мысленно представляю себе весенний пролет. С февраля месяца в пути следования под птицами торчат стволы ружей, изрыгающие «гром и молнию». И селезни прилетают в наши края «образованные» и настеганные. Они не столь бесшабашны, опьяненные любовной страстью.

Ушли в прошлое времена, когда за утреннюю зорьку с подсадной брали пять и более кряковых селезней. Сегодня, если ты взял пару, тебе крупно повезло. Для того чтобы стать обладателем заветного трофея, надо потрудиться. Прежде всего заиметь свою подсадную, а это дело непростое.

Во многих областях охотники вели фамильные линии подсадных. Гордились своими питомцами и плохую утку не стремились «впарить» клиенту. Охотничья этика не позволяла. Но пришли другие времена. Появились «доброжелатели», «защитники природы» и антиохотники.

В 60-х годах прошлого столетия наметилась тенденция к ограничению, а в последующем и к запрету весенней охоты. Многолетние запреты весенней охоты отрицательно сказались на ведении породы подсадных уток. Знаменитые подсадные горьковской, воронежской, саратовской, тульской и тамбовской линий оказались невостребованными, начали чахнуть и почти сошли на нет.

495_32050

Сегодня в охотхозяйствах подсадные, как правило, к весенней охоте оказываются неподготовленными: не вызарены, худы и с плохими голосами, а то и вовсе молчуньи. Такая утка на воде быстро намокает и рвется на берег. Были случаи гибели от переохлаждения.

Появились люди, занимающиеся выращиванием подсадных уток в массовом порядке. Казалось бы, проблема решается. Но их работа больше похожа на дичеразведение. У них нет селекционного отбора, и весь произведенный «товар» стараются сбыть. Так что современному охотнику весьма проблематично найти и тем более содержать свою подсадную.

Я знаю некоторых московских охотников, купивших уток. Держат они их у знакомых местных охотников, взяв все расходы по содержанию на себя. У некоторых через 2–3 года, как они считают, получаются неплохие утки, азартные, голосистые.

Если утка хорошо «орет», будучи высаженной на воду, это еще не значит, что на ее призыв пожалует селезень. У подсадной должен быть ГОЛОС и МАНЕРА его подачи. Некоторые подсадные, активно подающие голос, почему-то игнорируются селезнями, а к какой-нибудь серенькой, невзрачной так и льнут, хотя голос ее не такой зычный и звонкий.

Охотник должен хорошо усвоить два важных сигнала, посылаемых уткой. Один призывный, на охотничьем языке – «квачка», выполняющий роль призыва кавалера.

«Квачкой» утка оповещает селезней, что она здесь и ждет. При появлении селезня в поле зрения утки, или если она услышала его ответное «жвяк-жвяк», то подсадная подаст голос в «осадку», приветствуя и приглашая любовника.

Подробным описанием голоса подсадной и манеры его подачи я пытался оказать посильную помощь охотнику, решившемуся ее завести. Выбор подсадной – дело серьезное.

Наконец все хлопоты и волнения позади. У вас в корзине настоящая помощница. Но это еще не означает, что охота будет успешной. Казалось бы, проще и не бывает: высадил утку, спрятался – и жди селезня. Надо знать, что удачная охота зависит и от таких факторов, как выбор места устройства шалаша, состояния погоды и, конечно, отсутствия шатающихся «вольных стрелков».

Я не буду писать о выборе места охоты в организованном охотхозяйстве. У егерей шалаши построены заранее, и, как правило, они их в течение десяти дней не меняют. Меняются только охотники.

Егерь посадит его, полного радужных надежд, в шалаш, выпустит утку, пожелает «ни пуха, ни пера» и уедет на лодке или уйдет, пообещав к назначенному часу вернуться за ним. От охотника уже ничего не зависит, только стрельба. Я веду разговор о такой охоте, когда охотник с подсадной один «в островах гуляет».

Если охотник хорошо знает местность или родом из этих краев, то выбор места уже сделан. Другое дело, когда приезжаешь в незнакомые угодья. В этом случае желательно хотя бы на день-два приехать заранее. Понаблюдать, как ведут себя утки. Определить направления лета селезней.

В основном лет селезней на весенних разливах совпадает с местами прошлых гнездований и дневками уток. Это могут быть полузатопленные островки, косы, идущие вдоль основного водоема, поросшие мелким полупритопленным кустарником, окаймленные прошлогодними осокой и камышом, луговины, чуть-чуть залитые водой и с зеленеющей травкой.

Если охота планируется в течение 4–5 дней, то мест для постройки шалашей целесообразно наметить не менее трех-четырех. Охота из одного шалаша длительное время настораживает селезней, и опасное место они стараются облетать. Шалаш строится не далее 3–5 метров от воды и маскируется так, чтобы он не выделялся на общем фоне.

Я для шалаша на сухом месте выбираю ивовый куст, вырубаю его в середине, небольшим полотном маскировочной сетки прикрываю переднюю часть и бока. Затем вяжу снопики из осоки и камыша и насаживаю их на колышки вокруг шалаша. Шалаш должен быть просторным и позволять маневр ружьем. Верх шалаша закрываю, чтобы не было соблазна выстрелить по селезню влет.

Другая причина – обстрелянные в полете селезни будут более сторожки. На успех охоты влияет и состояние погоды. В тихие, теплые, ясные зори лет селезней бывает более активный, нежели в холодную и ветреную погоду, да еще с дождем и мокрым снегом.

И последняя деталь, на которую хотел бы обратить внимание. Место шалаша должно исключать возможность скрытого подхода к подсадной «вольного стрелка».

Не следует забывать и о пернатых охотниках. Хотя подсадная и сама смотрит «за воздухом», но и охотник не должен расслабляться.

495_32051

ОХОТА С ЧУЧЕЛАМИ

Иногда, приехав в охотхозяйство, не всегда получишь подсадную: то они все заняты, а если и дадут, то она может оказаться никудышной. И сидишь, караулишь ее от других «охотников». Если позволяют региональные правила охоты, можно поохотиться с чучелами.

При охоте с чучелами также приходится учитывать все факторы, влияющие на охоту, как и с подсадной. За одним лишь исключением – не боишься пернатого охотника.

В такой охоте я использую чучело кряквы, два чучела уточек чирка-трескунка и чучело селезня этой же породы. Чучела итальянского производства.

Выставляю чучело кряквы, а в стороне от него, в 10–15 м и чуть подальше – чирков. Теперь, как писал Н.Зворыкин, если имеется у охотника «умение манить крякву при помощи собственной руки и губ, он не останется без добычи».

При отсутствии умения так манить сейчас можно воспользоваться купленным манком. Само собою разумеется – манок должен быть хорошим, а охотник уметь «сыграть квачку». Не надо часто «крякать», старайтесь внимательно смотреть и слушать.

Заслышав или увидев селезня, без промедления подайте голос «в осадку». Не переборщите! Если селезень где-то рядом, манку лучше прекратить. Нынешние селезни такие «профессора», что могут быстро распознать фальшь.

Для того чтобы чучело «оживить», я втыкаю два колышка на расстоянии друг от друга примерно 3 м, привязываю к чучелу два отрезка 0,5 мм лески, завожу каждый за колышек и протягиваю их концы к себе в шалаш. Периодически потягивая то за один конец, то за другой, как кучер вожжами, управляю чучелом. Оно плавает, создавая иллюзию живой птицы.

Таким способом я за утро умудрялся отстреливать одного, а иногда и двух селезней кряквы, селезней чирков непременно. Голь на выдумки богата. Попробуйте, и у вас получится. Это гораздо спортивнее и этичнее, чем бродить по угодьям в надежде кого-то «вытоптать».

Отправляясь на охоту с подсадной или с чучелами, я всегда ношу с собой половинку спиннинга с катушкой и блесну. Это нехитрое снаряжение иногда оказывается очень кстати. Три-четыре заброса – и селезень у меня в руках. Если нет угрозы, что битого селезня унесет течением или отгонит волной, то не рекомендуется выходить из шалаша до окончания охоты.

На этой охоте подойдет ружье 12-го, 16-го и 20-го калибра любой системы. Патроны желательно с дробью №5. Стрельба ведется не далее 25–30 м. Сидячего селезня лучше бить в бок, подранка добивать немедля, иначе нырнет – и концы в воду.

Комментарии закрыты.