Во многих странах, главным образом в Европе, облава широко практикуется и для охоты по мелочи, и по перу. Возможна такая охота и у нас.
Нужно только оговориться, что популярность этого способа освоения охотничьих ресурсов на Западе – явление вынужденное.
В условиях частной собственности на землю многие коллективы охотников вынуждены арендовать относительно небольшие участки угодий, на которых, несмотря на их высокую продуктивность, организовать индивидуальную охоту всем своим членам они не в состоянии.
Коллективный выезд один-два раза за сезон становится единственным приемлемым способом удовлетворить спрос на охоту всех членов коллектива.
Эстетическая сторона охоты от этого, к сожалению, очень сильно проигрывает. Разве можно сопоставить индивидуальную охоту с выездом в угодья более чем десятка человек, которых распорядитель расставляет по стрелковым номерам?
Роль, которая им выпадает, – это роль не охотника, а стрелка. Зато это удобно для владельца частного хозяйства, выпускающего фазана или куропаток с дичефермы незадолго до начала охоты: каждый платит за свое право участия в облаве столько же, сколько он заплатил бы и за индивидуальную охоту, но охотятся все гости одновременно.
Весь «урожай» дичи собирается разом и может быть оптом реализован в торговле, если это не противоречит законам данной страны. Вся охотничья страда в этом случае ограничивается парой-тройкой уик-эндов.
Читайте материал "В Подмосковье открывается летне-осенняя охота"
У такого метода есть и сторонники, он не требует от участника ни знаний повадок дичи, ни долгих наблюдений, ни утомительного преследования, не нужно содержать и натаскивать собак. Желательно только уметь стрелять влет.
Впрочем, если все делать всерьез, то от участников охоты облава требует четкой дисциплины, а ее организаторам отнюдь не лишними будут знания угодий, плотности дичи на каждом конкретном участке, ее повадок. Необходимо и умение правильно организовать загон.
При расстановке стрелков необходимо, с одной стороны, обеспечить их достаточную плотность, чтобы дичь не уходила в широкие прогалы между ними – стоит только первой паре птиц проскочить в такую прореху, и большинство последующих устремятся тем же путем!
А с другой стороны, расставляя стрелков слишком тесно, организатор охоты обрекает их на пальбу по одним и тем же целям одновременно, что вряд ли кому-то из них понравится.
Обычно охотников расставляют за изготовленными из подручного материала укрытиями – веточными или тростниковыми щитами, на расстоянии от 30 до 50 м друг от друга в линию, перпендикулярную направлению ветра, лицом на ветер.
Щиты должны прикрывать стрелка до уровня плеч. Их обычно делают легкими, чтобы легко переносить от одного загона к другому.
На флангах по одному или по паре стрелковых номеров выдвигаются вперед, внутрь загона, чтобы исключить уход дичи через фланги. На эти номера ставят хороших, дисциплинированных стрелков, способных удержаться от ведения огня в направлении стрелковой линии.
Не лишним будет добавить, что стрелять на облаве по перу можно только выше человеческого роста.
Загонщики, если они наемные или работники охотхозяйства, безоружны, так как их участие этим и ограничивается. Но если вся компания состоит из охотников, то, переходя от участка к участку, они меняются ролями, занимая стрелковый номер или отправляясь в загон. В этом случае, хоть они и вооружены, им не следует забывать, что их роль состоит не в том, чтобы стрелять, а в том, чтобы поднимать птицу в направлении стрелковой цепи.
Классический строй загонщиков – полукругом с обращенными в сторону стрелков флангами. Двигаться дуга загонщиков должна синхронно и точно по ветру, так как абсолютное большинство птиц будет уходить от нее именно по ветру.
По условному сигналу загонщики начинают движение в направлении стрелков обычным шагом, стараясь выдерживать строй. Вопреки широко распространенному заблуждению, шум они поднимать не должны.
Читайте материал "На уток в ноябре"
Перепуганная излишним шумом дичь начнет шарахаться по сторонам и снимется с места разом, тогда как намного предпочтительней, чтобы дичь поднималась в сторону стрелков постепенно, по мере приближения загонщиков и не была при этом охвачена паникой.
О подъеме дичи загонщики дают знать условным сигналом, например рожком или свистком: короткий сигнал означает единичную птицу, длинный – подъем целого выводка, серия коротких сигналов – заяц (если сезон охоты на зайца уже открыт).
Сигналы могут быть и другими, но они не должны отдаваться голосом.
Если загон движется точно по ветру и правильно охватывает обрабатываемый участок с флангов, наибольшее количество дичи выходит на охотников, стоящих в середине стрелковой цепи.
При организации загона следует также иметь в виду, что начинаться он должен не слишком далеко от стрелков, чтобы куропатки, например, не имели возможности сесть, не долетев до стрелков.
Опыт показывает, что поднятая вторично куропатка чаще всего уходит в противоположном первому полету направлении, то есть от стрелков.
Это классическая схема загона, но в ней возможны и варианты. Можно, например, изменить соотношение в количестве налетающей на центр и на фланги дичи, выстроив загонщиков не дугой, а углом, который будет двигаться вершиной вперед. В этом случае больше дичи будет налетать не на центр, а на фланги стрелковой цепи.
Иногда оказывается невозможным провести загон точно по ветру, и, чтобы выйти из положения, стрелков выстраивают углом, выдвинув вперед наветренный фланг, потому что именно в эту сторону будет уходить большая часть поднимаемой дичи.
Максим
Виктор