Очередное заседание научно-технического совета Росохотрыболовсоюза состоялось в минувшую пятницу, 25 мая, на факультете охотоведения и биоэкологии Российского государственного аграрного заочного университета. Оно было посвящено проблеме бешенства диких животных, основными переносчиками которых являются лисицы.
Открывая заседание, председатель совета профессор Е.К. Еськов особо подчеркнул, что данная проблема на сегодняшний день по-прежнему актуальна.
На данном совещании было рассмотрено положение дел по этому вопросу в Московской области, меры борьбы и перспективы решения проблемы максимального снижения опасности распространения этого заболевания и его угрозы людям, диким и домашним животным.
Председатель Правления Московского общества охотников и рыболовов, канд. биол. наук Вячеслав Михайлович КИРЬЯКУЛОВ выступил с презентацией своего доклада «Динамика численности лисицы и распространение бешенства в Московской области».
Перед началом выступления он напомнил собравшимся, что в апреле этого года исполнилось 60 лет Ассоциации «Росохотрыболовсоюз». В связи с этой датой он по поручению Правления РОРС вручил памятные медали «60-летие Росохотрыболовсоюза» проф. Е.К. Еськову и начальнику Мособлохотуправления Д.Д. Вачугову.
Свой доклад Вячеслав Михайлович начал с демонстрации данных охотничье-рыболовных хозяйств МООиР по динамике численности и добыче лисицы за период с 2005 по 2018 гг.
Численность получена в результате данных ЗМУ и экспертной оценки. Общая площадь охотничьих угодий МООиР — 2604, 8 тыс.га. Это составляет 72% всех охотничьих угодий Московской области. А потому проведенные подсчеты вполне можно экстраполировать на территорию всего Подмосковья.
По последним данным численность лисицы в Московской области — 4867 особей. Плотность — 1,87 особей. Максимальная численность лисицы за исследуемый период (5782 особи) отмечена в 2005 году, минимальная (4004) — в 2018 году.
Максимальная добыча лисицы охотниками зарегистрирована в 2013 году (3920), минимальная — в 2011 году (2234). Основным кормом лисицы в Подмосковье служат мышевидные грызуны. Кроме того, она активно использует пищевые отходы, промышляя на свалках и помойках вблизи населенных пунктов.
Зайцы-беляки и русаки не могут быть основным кормом лисицы в связи с их не очень высокой численностью (соответственно 12 358 и 2058 особей). Максимальный вес добытой лисы в Подмосковье составил 8,1 кг.
Максимально положительных проб на бешенство среди добытых лисиц выявлено в 2009–2010 и 2013–2014 гг. Имеется тенденция к медленному снижению численности. Довольно значительно количество лисицы снизилась к 2017 году.
Добыча лисицы за все годы примерно одинаковая, с небольшой тенденцией к увеличению. В последние годы в связи с задачами по снижению численности охотникам за добытых лисиц стали выплачивать небольшие премии (от 400 до 1000 руб. за лисицу).
Там тоже есть проблемы, некоторые охотники привозят лисиц из соседних областей, выдавая их за подмосковных. Существенно снизить численность не удается. Многое зависит от благоприятной для отстрела погоды. Основной способ добычи в целях регулирования численности — со снегоходов.
Основной источник заражения бешенством — лисицы. Так, по данным ветеринаров, в 2016 году из всех случаев выявления бешенства на долю лисиц пришлось 109 проб (48,2%), собак — 43 (19%), прочих животных (кошек, мелкого и крупного рогатого скота, оленей, белок, ежей, куниц, барсуков, енотовидных собак, ласок, крыс) — 74 (32,7%).
Вот некоторые необычные случаи выявления бешеных животных. Четыре лося, погибших под автомобильным транспортом в Подмосковье, оказались бешеными.
Другой случай. Звездный городок. В офис на второй этаж забежала белка. Сотрудница пыталась ее покормить, но белка женщину укусила. Зверек оказался заражен бешенством.
Большинство положительных на бешенство проб выявлено в следующих районах Подмосковья: Лотошинском (19 случаев), Истринском (16), Чеховском (14), Павлово-Посадском (13), Раменском, Рузском и Балашихе (по 10 случаев).
При этом наибольшее количество случаев обращения людей, пострадавших от животных, отмечено в Лотошинском (611,1 на 100 тысяч населения), Рузском (610,8), Волоколамском (534,8), Можайском (488,6), Истринском (471,4), Серебряно-Прудском (459,6) и Клинском (454,1) районах при среднем показателе по области — 272,0.
По России он составляет 214,8 на 100 тысяч населения. Какого-то направленного географического распространения очагов бешенства не наблюдается. В случае обнаружения бешеных животных приказом губернатора вводится в данном районе карантин по бешенству. Сезонного изменения выявленных случаев не наблюдалось.
Каждый год во всем мире после травмирующих контактов с потенциально зараженными бешенством животными от 9 до 12 миллионов человек подвергается антирабическим обработкам, в том числе в России — 250–450 тысяч, с общими затратами свыше 2 млрд долларов.
Проблема очень серьезная. У нас в области в целом стабильные как численность лисицы, так и отстрел. Нет резких вспышек заболевания. Возможно, прекращение отстрела и приведет к таковому. Но мы и впредь будем сдерживать рост численности лисицы.
В Европе существует такое понятие городская охота. У нас тоже целесообразно ее ввести. Охотник, имеющий охотничий стаж не менее 10 лет, ни разу не нарушивший правила охоты, получает карточку городского охотника и имеет разрешение стрелять в населенных пунктах.
Сейчас же забежавшую в поселок лису, даже с явными симптомами бешенства, охотник не может застрелить. Бывали случаи, когда такие лисы забегали на территорию школы и ничего сделать с ней не могли.
Тут, прежде всего, возражают «зеленые» защитники. Но хочется надеяться, что все же здравый смысл восторжествует и будет принят соответствующий закон.
Начальник Мособлохотуправления Дмитрий Дмитриевич ВАЧУГОВ рассказал о том, как работают органы исполнительной власти по борьбе с бешенством в Московской области. Правительство Московской области озабочено ситуацией с бешенством в Подмосковье.
Был разработан комплексный план борьбы с этим заболеванием. Ключевыми задачами являются тотальная вакцинация хищных животных и регулирование их численности.
В первую очередь это касается лисицы, основного переносчика бешенства. Волков в Подмосковье практически нет. Ежегодно добывается от 1 до 10 волков. Слава Богу, за последние 20 лет бешеных волков у нас не было.
С енотовидной собакой большие проблемы. Мы не знаем точно ее численность, нет методики учетов, и наши данные лишь оценочные. Нет нормативных документов, обязующих проводить ее учеты. Метод ЗМУ, применяемый при учете лисицы, здесь неприемлем, так как к зиме звери погружаются в кратковременную спячку.
За вакцинацию отвечает Главное управление ветеринарии Московской области при активной помощи охотпользователей и охотуправления.
Используют оральный принцип вакцинации, для чего на тропах, около нор и логовищ выкладывают пищевые приманки — брикетики, начиненные ампулами с вакциной, при прокусывании которых вакцина попадает в организм лисицы (выкладывается примерно 1 млн доз в Московской области из расчета около 22 доз на кв. км — уточнение В.В. Макарова).
Организуется доставка проб добытых лисиц в ветлаборатории. Охотуправление этой работой занимается более 10 лет. По всей области тенденции динамики численности лисицы таковы.
Численность лисицы по годам испытывает небольшие изменения в зависимости от года и колеблется в пределах 6000 голов. Ежегодно наши охотники добывают около 3 тысяч лисиц, включая добытых по разрешениям на регулирование численности, енотоводных собак 300–400.
Существенного сокращения численности лисиц путем отстрела не наблюдается. Необходимы меры по стимулированию охотников по добыче лисицы. Существующая компенсация по добыче лисицы небольшая. Нужна серьезная экономическая политика в плане сокращения численности лисицы. Бороться надо не с увеличением численности лисицы, а с бешенством.
Владимир Владимирович МАКАРОВ, ведущий специалист в области бешенства, профессор, зав. кафедры ветеринарной патологии Российского университета дружбы народов, прочитал интересную лекцию об этом заболевании.
Бешенство было известно с глубокой древности и является одним из самых неизлечимых заболеваний. Его называли водобоязнью. Он рассказал об истории изучения этого заболевания и борьбы с ним, распространении в Европе и Америке.
Европа практически полностью освободилась от лисьего бешенства, но тут же получила бешенство, переносчиками которого являются летучие мыши.
Профессор поведал членам НТС об особенностях вируса бешенства, симптомах и течении болезни у диких и домашних животных, опасностях для человека и мерах предотвращения заражения. Он подчеркнул, что, к сожалению, у нас нет специальных исследований и статей по биологии лисицы — основного источника бешенства среди зверей России.
Было бы целесообразно уделить этому вопросу специальное внимание. В России ежегодно регистрируют до 25 тыс. случаев бешенства среди диких и домашних животных.
В 1998 г., когда профессор начал заниматься данной проблемой, выяснилось, что в Московской области зарегистрировано в год 138 случаев бешенства, тогда как в среднем по России этот показатель был в пределах 10–15 случаев в год.
Одними из основных переносчиков бешенства, помимо лисиц, являются летучие мыши. Их нельзя уничтожать, поскольку они приносят огромную пользу, уничтожая массу вредителей. Основную опасность для людей, конечно же, представляют инфицированные домашние животные, прежде всего бешеные собаки, в меньшей степени кошки.
Восприимчивыми к бешенству являются все млекопитающие. Недавно в Петушинском районе Владимирской области, где располагается Всероссийский НИИ Ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхоз академии, выявлен бешеный лось. В конце концов он погиб.
Бешенство довольно быстро приводит к летальному исходу животного. Птицы не являются таковыми, и все новости, иногда проникающие в СМИ о бешенстве кур, настоящая дезинформация.
Бешенство передается только посредством укуса. Слюна инфицированного животного должна попасть в нервное окончание, а не в кровь. Заболевшее животное на последних стадиях развития болезни, когда появляется агрессия, стремится укусить другое животное или человека. Енотовидная собака «не кусачая», а вот у лисы, кошки, собаки укус более эффективен. Особенно у первых двух.
Но нельзя исключать, что слюна зараженного животного попадет на рану или повреждения слизистой. Раньше считалось, что если укус ближе к центральной нервной системе, то тем короче инкубационный период и быстрее возникает заболевание. Сейчас этот феномен опровергнут. Установлена скорость продвижения вируса в мозг, это примерно сутки.
При этом в организме инфицированного объекта не происходит морфологических изменений, нет симптомов. В течение 2-3 дней в головном мозге происходит приживление вируса, после чего лечение практически невозможно, и следует летальный исход.
Поэтому важно введение сыворотки в первые часы укуса, причем обкалывать надо именно место самого ускуса. А не вводить сыворотку в ягодицу или живот, как делали раньше. Инкубационный период заболевания растянут.
Рекордный период — 1200 дней. Сейчас бешенство в несколько тысяч раз менее вирулентно, чем во времена Пастера. Именно поэтому многие заболевшие бешенством остаются живы. Для бешенства лисиц характерна сезонность.
Течка, вывод и расселение молодняка. Многие лисицы болеют хроническим бешенством без проявления видимой агрессии, в отличие от бешеных собак времен Пастера. Щенки лисицы заражаются в процессе игр друг с другом и с родителями.
У собак вирус слабовирулентный. Она может хронически болеть бешенством, заражая своих хозяев. Человек тоже устойчив к бешенству, и его заражение от хронически больной собаки крайне редко.
Заболевшие кошки надолго исчезают из дома, потом возвращаются и кусаются. Для заболевших бешенством лисиц характерно появление в дневное время в нехарактерных местах: они заходят в поселки, на дачные участки, не боятся людей.
Полностью сообщение проф. В.В. Макарова будет опубликовано в «Вестнике охотоведения» № 3 за 2018 г.
Максим
Виктор